Национальный исследовательский институт

Мы за сильную и стабильную Россию!

Санкт-Петербург

8 (812) 905-29-09

info@natsrazvitie.ru

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, 

утвержденная Президентом РФ 03.04.2012


Настоящая Концепция определяет базовые принцип построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также основные направления ее функционирования. 


I. Общие положения


Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов. 

Современная экономика все больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими  знаниями и способных к новаторству, поэтому работа по выявлению и развитию молодых талантов, основанная на лучшем историческом опыте и наиболее успешных современных образцах, - необходимый элемент модернизации экономики России. 

В Советском Союзе и в Российской Федерации накоплен богатый опыт работы с одаренными детьми и молодежью. России принадлежит приоритет в создании специализированных учебно-научных центров и школ для одаренных детей, выпускники которых сегодня входят в интеллектуальную элиту страны. 

Многие прошедшие проверку временем формы работы с одаренными детьми и молодежью успешно применяются сегодня в России и в мире: создаются специализированные школы для детей, проявивших выдающиеся способности,центры дополнительного образования и технического творчества; проводятся интеллектуальные, творческие и спортивные состязания; расширяется сотрудничество школ с университетами, учреждениями культуры, науки и спорта; организуются летние и зимние школы для учащихся по разным отраслям знаний, заочные и вечерние школы при вузах; осуществляются исследовательские проекты и научные экспедиции. Все это формирует необходимую для развития способностей среду. 

За последние годы в стране увеличилось число лицеев, гимназий, специализированных школ, реализующих программы работы с одаренными детьми. Десятки тысяч школьников и студентов участвуют в различных конкурсах и олимпиадах. Однако они не всегда находят себя во взрослой жизни. В связи с этим задача обеспечения "социального лифта" для талантливой молодежи в условиях изменчивой и конкурентной экономики становится приоритетной. 

Миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создатьэффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.

Основное внимание должно быть уделено повышению профессионального мастерства учителей и наставников, обеспечению высококачественного содержания образовательных программ, внедрению современных средств обучения. Для организации работы по этим направлениям необходимо интегрировать существующие механизмы поиска и поддержки одаренных детей и молодежи в общенациональную систему выявления и развития молодых талантов. 


II. Базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов


1. Общенациональная система выявления и развития молодых талантов формируется как совокупность институтов, программ и мероприятий, обеспечивающих развитие и реализацию способностей всех детей и молодежи в целях достижения ими выдающихся результатов в избранной сфере профессиональной деятельности и высокого качества жизни.


2. Общенациональная система выявления и развития молодых талантов строится на следующих базовых принципах:

а) приоритет интересов личности ребенка, молодого человека, его права на свободу выбора профессии, забота о его здоровье;

б) доступность и открытость;

в) опора на высококвалифицированные кадры, лучшие образовательные учреждения, передовые методики обучения;

г) индивидуальный подход в обучении, непрерывность и преемственность на всех уровнях образования;

д) межведомственное и сетевое взаимодействие;

е) общественный и профессиональный контроль;

ж) сочетание государственных и общественных инициатив и ресурсов.


3. Основными задачами общенациональной системы выявления и развития молодых талантов являются:

а) создание условий для развития способностей всех детей и молодежи независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи;

б) поддержка лучших учителей и образовательных учреждений, распространение лучшей практики их работы и передовых методов обучения;

в) поддержка образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.


III. Основные направления функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов


1. Основными направлениями функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов являются: 
а) развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере образования, экономических и организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих: 

- учет результатов интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний и внеучебных достижений (формирование портфолио) детей и молодежи при отборе для обучения по профессиональным образовательным программам, создание системы "социальных лифтов";

- повышение заинтересованности педагогических работников, образовательных учреждений и работодателей в выявлении и поддержке одаренных детей и молодежи;

- оптимизацию форм отчетности и порядка регламентации педагогической работы;

- создание и функционирование национального координационного совета по поддержке молодых талантов России;

б) развитие и совершенствование научной и методической базы научных и образовательных учреждений, включая: 

- развитие отечественных научных школ;

- внедрение современных технологий обучения (в том числе дистанционных), создающих условия для выявления и развития задатков и способностей детей и молодежи в образовательных учреждениях;

- разработку разноуровневых образовательных программ, а также соответствующих им учебников, учебных и методических пособий;

в) развитие системы подготовки педагогических и управленческих кадров, включая: 

- формирование ответственности профессиональных сообществ за результаты педагогической деятельности;

- стимулирование педагогических работников и руководителей образовательных учреждений к работе по выявлению и развитию задатков и способностей детей и молодежи;

- обеспечение условий для повышения квалификации педагогических работников и стимулирование роста их профессионального мастерства;

- создание стажировочных площадок и ресурсных центров на базе лучших образовательных учреждений;

г) реализация системы мероприятий, направленных на решение поставленных задач на федеральном, региональном и местном уровнях, включая: 

- разработку и реализацию региональных и муниципальных целевых программ по выявлению и развитию задатков и способностей детей и молодежи;

- развитие сети образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, детских спортивных школ, школ искусств, центров технического творчества, зимних и летних школ и лагерей, дистанционных школ;

- организацию научных и творческих мероприятий для детей и молодежи;

- создание и обеспечение функционирования национального информационно-образовательного интернет-портала;

- поддержку специализированных журналов, теле- и радиопрограмм для детей и молодежи по различным отраслям знаний в области науки, техники, культуры, искусства, спорта;

- поддержку сообществ (в том числе интернет-сообществ) детей и молодежи по интересам в области науки, техники, культуры, искусства, спорта;

- развитие системы дополнительного образования детей и молодежи;

д) развитие и совершенствование системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний, включая: 

- повышение качества, методического и организационного обеспечения, доступности и прозрачности таких состязаний;

- формирование реестра межрегиональных, всероссийских, международных состязаний среди детей и молодежи;

- формирование национального реестра именных стипендий, премий, грантов для одаренных детей и молодежи;

- создание системы интеллектуальных и творческих состязаний (в том числе конкурсов профессионального мастерства) для обучающихся в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования с участием научных организаций и бизнес-сообщества;

- участие в международных интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях;

е) формирование условий для профессиональной самореализации молодежи, включая: 

- стимулирование проектной и научно-исследовательской деятельности студентов, в том числе в рамках отраслевых проектов и программ;

- поддержку конкурсов профессионального мастерства на основе государственно-частного и социального партнерства;

- развитие форм поддержки победителей и призеров интеллектуальных и творческих состязаний, подготовивших их педагогических коллективов и учреждений;

- формирование системы содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, проявивших выдающиеся способности в выбранной специальности, в ведущие отечественные научные и научно-образовательные организации, высокотехнологичные компании, учреждения культуры, искусства, спорта;

- привлечение перспективных молодых специалистов к работе в ведущих отечественных компаниях и на предприятиях, в учреждениях культуры и спорта (предоставление социального пакета, жилья и так далее).


2. Координацию функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на федеральном уровне осуществляет национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России.


3. Положения Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов реализуются путем осуществления комплекса мер, интегрирующего мероприятия по данному направлению в соответствующие государственные программы, а также в федеральные, региональные и муниципальные целевые программы в сфере образования, науки, культуры и спорта.

Комплекс мер

по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов

№ п/п

Мероприятия
Сроки исполнения
Ответственный
1
2
3
4


Направление I. Развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, экономических и организационно-управленческих механизмов для организации работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей и молодежи



1

Подготовка пакета нормативно-правовых актов, предусматривающих:

включение в федеральные государственные образовательные стандарты педагогического образования требований к результатам освоения соответствующих образовательных программ, предусматривающих формирование у педагогических работников необходимых компетенций в сфере выявления, развития, сопровождения одаренных детей и молодежи;

включение в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования требований к содержанию, условиям реализации и результатам освоения соответствующих образовательных программ, обеспечивающих выявление, развитие и сопровождение одаренных детей;

включение в федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования требований к содержанию, условиям реализации и результатам освоения соответствующих образовательных программ, обеспечивающих выявление, развитие и сопровождение одаренной молодежи;

разработку и утверждение федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств;

нормативное закрепление понятия одаренности и принципов преемственности, организационных и финансовых механизмов межведомственного, межрегионального и сетевого взаимодействия в работе с одаренными детьми и молодежью на всех уровнях образования;

учет внеучебных достижений (портфолио) детей при отборе для обучения по соответствующим сфере и уровню их одаренности образовательным программам (в том числе, профессиональным);

создание правовых и экономических механизмов для реализации индивидуальных образовательных траекторий одаренных детей и молодежи, их дальнейшей профессиональной карьеры в Российской Федерации;

создание организационно-управленческих и экономических условий для повышения заинтересованности педагогических работников, руководителей образовательных учреждений, потенциальных работодателей в выявлении и развитии одаренных детей и молодежи, формировании и реализации их индивидуальной образовательной траектории и дальнейшей профессиональной карьеры;

установление повышенных нормативов финансирования образовательных программ и образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми и молодежью, включая профильные школы при ведущих университетах, академиях, а также образовательные учреждения, реализующие  интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;

установление повышенных размеров подушевого финансирования студентов, являющихся победителями и призерами профессиональных, творческих состязаний или получивших наиболее высокие баллы ЕГЭ по профильным предметам (для системы нормативно-подушевого финансирования профессионального образования);

разовое использование имеющейся льготы на внеконкурсное поступление в учреждения высшего профессионального образования победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников.

1 декабря

2012г.

Правительство Российской Федерации

2

Разработка и утверждение Положения о Национальном координационном совете по поддержке молодых талантов России.

1 октября

2012 г

Правительство Российской Федерации 


Направление II.  Развитие и совершенствование научной и методической базы, внедрение современных образовательных технологий в сфере организации работы по выявлению, развитию и поддержке одаренности детей и молодежи



3

Разработать и утвердить план мероприятий по координации деятельности образовательных и научных организаций в части организации и проведения научных исследований и разработок в сфере педагогики и психологии одаренности, предусмотрев:

проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по данному направлению;

разработку, апробацию и внедрение эффективных методик (диагностических и развивающих), технологий и форм работы с одаренными детьми (в том числе, раннего возраста) и молодежью, обеспечивающих их дальнейшее развитие, сохранение и укрепление здоровья и успешную адаптацию в социуме, на основе анализа и обобщения успешного отечественного и зарубежного опыта;

разработку модульных программ повышения квалификации для педагогических работников и руководителей образовательных учреждений в целях развития и совершенствования их профессиональных компетенций по выявлению и развитию одаренности детей и молодежи, а также организации работы с одаренными детьми и молодежью.

1 февраля 2013 г.

Правительство Российской Федерации

РАН

РАО

Российский союз ректоров

4

Разработать пакеты методических рекомендаций по повышению эффективности деятельности региональных систем образования, культуры и спорта по раннему выявлению, развитию и поддержке одаренных детей и молодежи в рамках реализации образовательных программ в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей, учреждениях профессионального образования.

1 апреля

2013 г.

Правительство Российской Федерации 

5

Предусмотреть на основе государственно-частного партнерства организацию и проведение всероссийских конкурсов на разработку и издание массовым тиражом и размещения на национальном информационно-образовательном Интернет-портале методической литературы для педагогических работников и родителей по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи, а также поддержку периодических изданий, направленных на оказание информационной и методической помощи педагогическим работникам и родителям в сфере развития одаренности детей и молодежи, а также образовательных и научно-популярных периодических изданий для детей и молодежи по различным направлениям науки, техники, искусства, культуры и спорта.

1 апреля

2013 г.

Правительство Российской Федерации 

6

Обеспечить подготовку (приобретение прав на публикацию и размещение на национальном информационно-образовательном Интернет-портале) методических и образовательных материалов по выявлению, развитию и сопровождению одаренных детей и молодёжи.

1 апреля

2014 г.

Правительство Российской Федерации 

 7
 Обеспечить размещение на национальном информационно-образовательном Интернет-портале методических и образовательных материалов по выявлению, развитию и сопровождению одаренных детей и молодёжи.
 

1 июля

2014 г
 Правительство Российской Федерации 
 8
 Сформировать единый федеральный банк образовательных программ для обучения одаренных детей и молодежи, предусмотрев его обновление на постоянной основе и обеспечение к нему свободного доступа образовательных учреждений.
 

1 ноября

2013 г.
 

Правительство Российской Федерации 

 9
 Создать на базе ведущих образовательных учреждений  и научных  организаций ресурсные центры по оказанию методической и консультативной помощи педагогическим работникам в работе с талантливыми детьми и молодежью. 
 

1 декабря

2013 г.
 

Правительство Российской Федерации 

 10
 

Разработать и утвердить план мероприятий по популяризации науки, техники, классических видов искусства в детской и молодежной среду, предусмотрев:

создание государственного образовательно-просветительского телевизионного канала для детей и молодежи;

меры по стимулированию создания циклов теле- и радиопередач научно-популярного содержания, научно-популярных фильмов, художественных фильмов и литературы и др. об ученых и изобретателях;

организацию постоянно действующих всероссийских и региональных выставок научно-технического творчества детей и молодежи;

формирование системы премий за успехи в области популяризации науки и технологий, изобретательской, конструкторской и инновационной деятельности, различных видов искусств.
 

1 сентября

2012 г.
 

Правительство Российской Федерации

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
 11
 Обеспечить разработку электронных образовательных ресурсов для детей с ограниченными возможностями здоровья по различным направлениям дополнительного образования, в том числе  по техническим видам творчества.
 

1 мая

2015 г.

Правительство Российской Федерации 

 12
 Создать федеральные экспериментальные площадки по работе с одаренными детьми и молодежью.
 

1 апреля

2013 г

Правительство Российской Федерации 

 
 Направление III.  Развитие и совершенствование педагогических и управленческих кадров
 
 

13

Разработать и утвердить план мероприятий по совершенствованию системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений в сфере работы с одаренными детьми и молодежью, включая, в том числе:

организацию в системе высшего профессионального образования (магистратура, аспирантура (адъюнктура), ассистентура-стажировка, докторантура), дополнительного профессионального образования подготовки и повышения квалификации педагогических работников для образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми и молодежью;

включение в государственное задание ведущих образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализацию программ повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений.

1 апреля

2013 г.

Правительство Российской Федерации

Органы исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации

 14
 Разработать и внедрить методические рекомендации о включении при проведении аттестации педагогических работников критериев, стимулирующих активную работу по развитию одаренности детей и молодежи, а также показателей их результативности в работе с одаренными детьми и молодежью.
1 декабря
2012 г.
Правительство Российской Федерации 
 15
 Дополнить Модельную методику введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования и Модельную методику формирования системы оплаты труда  и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, рекомендованные Минобрнауки России:

нормативами финансирования работы учреждений, работающих с одаренными детьми по индивидуальным учебным планам и траекториям в условиях общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности;

системой стимулирующих надбавок и доплат педагогическим работникам, добивающимся высоких результатов в работе с одаренными детьми и молодежи.

1 октября

2012 г.
Правительство Российской Федерации 
 16
 Предусмотреть меры поддержки (гранты, субсидии) для образовательных учреждений, наиболее успешно работающих с одаренными детьми и молодежью.
15 января
2013 г.
Правительство Российской Федерации
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
 
 Направление IV.  Реализация на федеральном, региональном и местном уровнях системных и программно-целевых мероприятий по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей и молодежи, в том числе на основе государственно-общественного и социального партнерства
 
 
 17
 Создание Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России, формирование и утверждение персонального состава его членов.
1 июня
2012 г.
 Дворкович А.В.
 18
 Обеспечить разработку и реализацию перечня первоочередных мероприятий по развитию и совершенствованию материально-технического и кадрового потенциала системы дополнительного образования детей, предусмотрев их финансирование в рамках государственных программ и федеральных целевых программ федеральных ведомств, осуществляющих государственную политику в сфере образования, науки, культуры и спорта.
1 июля
2012 г.
Правительство Российской Федерации
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 
 19
Предусмотреть в федеральных и региональных программах развития образования, культуры и спорта разделы по работе с одаренными детьми и молодежью, включающие, в том числе, мероприятия по:

совершенствованию методической и материально-технической базы образовательных учреждений для организации работы по развитию одаренности детей и молодежи,

развитию и совершенствованию материально-технической базы и кадрового потенциала учреждений дополнительного образования детей;

повышению квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений в сфере педагогики и психологии одаренности, а также в сфере организации работы по развитию одаренности детей и молодежи, выявлению, обучению, воспитанию и развитию одаренных детей и молодежи,

созданию общедоступной разветвленной инфраструктуры комплексной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи для одаренных детей и молодежи в целях обеспечения  их профессиональной ориентации, планирования и сопровождения профессиональной карьеры,

развитию системы профессиональной ориентации учащихся старших классов общеобразовательных учреждений;

развитию системы профильного обучения в общеобразовательных учреждениях;

развитию и совершенствованию материально-технической базы и кадрового потенциала учреждений дополнительного образования детей;

расширению сети образовательных учреждений, в т.ч. в сфере культуры и спорта, специализирующихся на работе с одаренными детьми и молодежью;

развитию и совершенствованию интеллектуальных, творческих (в том числе, конкурсов профессионального мастерства в сфере прикладных квалификаций) и спортивных состязаний;

созданию педагогических и социальных условий для развития и дальнейшей профессиональной самореализации одаренных детей и молодежи;

адресной индивидуальнойподдержке одаренных детей и молодежи;

работе с одаренными детьми и молодежью из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья;

созданию на базе образовательных учреждений консультативных сервисов для родителей в целях оказания им методической помощи в обучении, воспитании и развитии детей (в том числе раннего возраста) и молодежи;

поддержке на конкурсной основе (в форме субсидий и грантов) проектов некоммерческих организаций и общественных объединений, ориентированных на работу с одаренными детьми и молодежью;

поддержке мероприятий по вовлечению талантливых детей и молодежи в научную и инновационную деятельность, проводимых советами молодых ученых и специалистов субъектов Российской Федерации  и федеральных округов;

организации межведомственного взаимодействия в вопросах сопровождения одаренных детей;

поддержке образовательных учреждений и педагогических работников, наиболее успешно работающих с одаренными детьми и молодежью путем выделения субсидий и грантов;

созданию условий для развития заочных и очно-заочных школ детей и молодежи на базе учреждений высшего профессионального образования и учреждений дополнительного образования детей, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;

содействие развитию сети летних и зимних «школ» для одаренных детей и молодежи, организуемых учреждениями высшего профессионального образования, ведущими образовательными и научными центрами, включая их ресурсную поддержку на конкурсной основе.
1 марта
2013 г.
Правительство Российской Федерации
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
 
 Направление V.  Развитие и совершенствование системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний
 
 
 20
 Разработать критерии и провести сертификацию всероссийских  интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний и создать их национальный реестр.
1 февраля
2013 г.
Правительство Российской Федерации 
 21
 Разработать и разместить на национальном информационно-образовательном Интернет-портале календарь всероссийских и международных интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятий, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и молодежи во всех сферах деятельности.
Ежегодно до 15 декабря теку-щего года
Правительство Российской Федерации
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
 22
 Подготовить предложения по совершенствованию системы государственного и общественного контроля над организацией и проведением интеллектуальных и творческих состязаний в целях обеспечения объективности, гласности и прозрачности экспертиз и конкурсных процедур (включая размещение работ победителей в сети Интернет).
1 ноября
2012 г.
Правительство Российской Федерации

Органы исполнитель-ной власти субъектов Российской Федерации

Российский союз ректоров
 23
 Сформировать единый общенациональный реестр именных стипендий, премий, грантов одаренным детям и молодежи.
1 ноября
2012 г.
Правительство Российской Федерации
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
 24
Разработать и утвердить план мероприятий по совершенствованию Всероссийской олимпиады школьников (ВСОШ), включая, в том числе, проработку и принятие обоснованных решений по вопросам:

расширения охвата школьников интеллектуальными и творческими состязаниями, включая усиление ориентации на обучающихся на ступени основного общего образования, создание системы стимулов для их вовлечения в интеллектуальные и творческие состязания;

предоставления победителям и призерам ВСОШ по дисциплинам, не предусмотренным в едином государственном экзамене, права быть зачисленными без вступительных испытаний в профильные вузы;

передачи полномочий по методическому обеспечению и проведению заключительного этапа ВСОШ ведущим университетам России отбираемым на конкурсной основе сроком на пять лет;

своевременного финансового обеспечения проведения ВСОШ с привлечением федеральных, региональных и частных ресурсов;

предоставления учащимся общеобразовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми, – победителям и призерам школьного этапа, права на участие в региональном этапе ВСОШ, минуя муниципальный, с целью повышения доступности и массовости первых этапов ВСОШ;

обеспечения участия одаренных школьников в заключительном этапе ВСОШ с финансированием из федерального и региональных бюджетов.
1 июля
2012 г.
Правительство Российской Федерации 
 25
 

Разработать и утвердить план мероприятий по совершенствованию олимпиад школьников, проводимых под эгидой Российского совета олимпиад школьников (РСОШ), и иных вузовских олимпиад для учащихся общеобразовательных учреждений, включая, в том числе, проработку и принятие обоснованных решений по вопросам:

увеличения числа олимпиад по направлениям ранней профессиональной ориентации школьников (лингвистике, журналистике, социологии, менеджменту, медицине, геологии, моделированию и конструированию и др.);

предоставления победителям и призерам олимпиад и конкурсов школьников по дисциплинам, не предусмотренным в едином государственном экзамене, права быть зачисленными без вступительных испытаний в профильные государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования;

привлечения  к участию в интеллектуальных соревнованиях (олимпиадах, фестивалях, турнирах, конкурсах, и пр.) школьников средних и младших классов;

расширение практики включения конкурсов исследовательских и научных и конструкторских работ школьников в перечень интеллектуальных и творческих состязаний, предоставляющих их победителям и призерам льготы при поступлении в учреждения высшего профессионального образования.
1 июля
2012 г.
Правительство Российской Федерации

Российский союз ректоров

 26
 Предусмотреть финансирование из средств федерального бюджета подготовки национальных сборных и клубных команд для участия в международных состязаниях, входящих в Национальный реестр таких состязаний, в том числе через специализированные центры подготовки.
1 июня
2013 г.
Правительство Российской Федерации
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
 27
Разработать и утвердить план мероприятий по развитию и совершенствованию системы интеллектуальных и творческих состязаний для учащихся и студентов учреждений профессионального образования, предусмотрев:

создание системы грантовой поддержки вузовских и межвузовских олимпиад, конкурсов научных и научно-исследовательских работ и инновационных разработок, научных и инновационных конкурсов студентов и молодых ученых;

стимулирование участия студентов в интеллектуальных и творческих состязаниях (льготы при поступлении на программы магистратуры, аспирантуры (адъюнктуры), и ассистентуры-стажировки, дополнительные возможности профессионального роста (стажировки в ведущих отечественных и зарубежных университетах, научных учреждениях РАН, ГНЦ, передовых высокотехнологичных компаниях, программы повышение квалификации, грантовые программы, специальные стипендиальные программы и др.);

распространение российской системы студенческих интеллектуальных состязаний на иные страны для привлечения в российские университеты талантливых соотечественников из-за рубежа;

поддержку зимних и летних «школ», семинаров и других творческих, образовательных массовых мероприятий для одаренных детей и молодежи.

создание системы поддержки победителей и призеров интеллектуальных состязаний студентов при приеме на работу в ведущие отечественные научные и научно-образовательные организации, высокотехнологичные компании;

расширение участия одаренных детей и молодежи Российской Федерации в международных интеллектуальных и творческих состязаниях, предусмотрев включение в состав национальных сборных команд победителей и призеров российских интеллектуальных и творческих состязаний;

развитие системы командных интеллектуальных (в том числе проектных) состязаний учащихся общеобразовательных школ.
1 июня
2013 г.
Правительство Российской Федерации

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Российский союз промышлен-ников и предприни-мателей Опора России

Деловая Россия

ТПП России

Российский союз ректоров
 28
Разработать и утвердить план мероприятий по совершенствованию системы конкурсных состязаний детей и молодежи в области искусств, предусмотрев, в том числе:

расширение спектра творческих конкурсов, охватывающего исполнительские и теоретические дисциплины образовательных программ в области искусств;

создание системы стимулов для участия в творческих конкурсах, особенно для учащихся детских школ искусств и средних специальных учебных заведений с целью предоставления лауреатам конкурсов льготы при поступлении на образовательную программу более высокого уровня (права быть зачисленными без прохождения вступительного творческого испытания по предмету, соответствующему творческому конкурсу, в профильные государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования, участие во всероссийских мастер-классах и творческих конкурсах, специальные стипендии).
1 ноября
2012 г.
Правительство Российской Федерации 
 29
Разработать и утвердить план мероприятий по совершенствованию системы спортивных соревнований детей и молодежи, предусмотрев, в том числе:

создание системы мониторинга спортивного резерва и отбора спортивно одаренных детей на базе Федерального центра подготовки спортивного резерва;

совершенствование научно обоснованных методов выявления и сопровождения спортивно одаренных детей;

выстраивания общероссийской системы соревнований школьных спортивных команд по различным видам спорта.
1 июня
2012 г.
Правительство Российской Федерации
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
 
 

Направление VI.  Развитие и совершенствование многоуровневой инфраструктуры поиска, выявления и развития одаренности детей и молодежи в различных сферах деятельности (науки, техники, искусства и спорта) с использованием современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий на основе межведомственного и межрегионального взаимодействия

 
 
 30

Разработать концепцию, создать и обеспечить функционирование на постоянной основе национального информационно-образовательного Интернет-портала для детей, молодежи, их родителей и педагогов предусмотрев, в том числе:

размещение актуальной информации обо всех участниках  общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи;

объединение интернет-ресурсов о событиях, конкурсных мероприятиях, проектах и возможностях для самореализации детей и молодежи;

наличие дистанционных образовательных ресурсов;

консультационную поддержку участников системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи.

1 декабря

2013 г.

Правительство Российской Федерации

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
 31
 Организовать всероссийский мониторинг состояния материально-технической базы образовательных учреждений в контексте её соответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

1 декабря

2013 г.

Правительство Российской Федерации

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
 32
 Создать многопрофильные школы-интернаты для одаренных детей при федеральных университетах, а также Интернет-школы и профильные школы и школы-интернаты при национальных исследовательских университетах, обеспечив их финансирование из федерального бюджета.

1 сентября

2016 г.

Правительство Российской Федерации 

 33
 Разработать и утвердить программу развития сети училищ олимпийского резерва.

1 июня

2013 г.

Правительство Российской Федерации

НОК России
 34
 Разработать и утвердить программу развития сети образовательных учреждений среднего профессионального образования в области искусств.

1 июня

2013 г.

Правительство Российской Федерации

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
 35
 

В программах развития образовательных учреждений высшего профессионального образования предусмотреть:

развитие летних и зимних профильных «школ» для одаренных учащихся старших классов общеобразовательных школ;

участие советов молодых ученых и специалистов в вовлечении  одаренной молодежи в научно-исследовательскую работу;

развитие студенческих научных обществ, студенческих конструкторских бюро, научно-учебных лабораторий, проектно-учебных групп, молодежных инновационных и инжиниринговых центров, университетских бизнес-инкубаторов и технопарков;

развитие конкурсных форм работы со школьниками в области проектной и творческой деятельности.

1 июня

2013 г.
Правительство Российской Федерации 
 36
 Обеспечить организацию и проведение во всероссийских детских центрах, региональных лагерях отдыха детей и молодежи круглогодичных профильных смен для одаренных детей и молодежи по различным направлениям науки, техники, искусства и спорта

1 июня

2013 г.

Правительство Российской Федерации

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 
 
 Направление VII.  Формирование условий для профессиональной самореализации в обществе молодежи, проявившей соответствующие выдающиеся способности (капитализации человеческого потенциала одаренных граждан в Российской Федерации)
 
 
 37
 Разработать и утвердить программу развития инфраструктуры поддержки выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования и других проявивших себя профессиональных талантов на стартовых этапах их профессиональной карьеры и капитализации рыночно значимых профессиональных результатов. 

1 июня

2013 г.

Правительство Российской Федерации

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Российский союз промышленников и предпринимателей

ТПП России

Опора России

Деловая Россия
 38
 

Разработать и утвердить план мероприятий по совершенствованию подготовки кадров высшей научной и творческой квалификации, предусматривающий, в том числе:

увеличение размера стипендии аспирантов (адъюнктов), интернов, ординаторов, ассистентов-стажеров и докторантов очного отделения до уровня средней заработной платы по субъекту Российской Федерации;

увеличение срока обучения в очной аспирантуре до 4 лет при одновременном значительном сокращении приема в очную аспирантуру и повышении требований к качеству отбора аспирантов;

развитие интеллектуальных состязаний как инструмента привлечения лучших студентов в магистратуры, аспирантуры (адъюнктуры), и ассистентуры-стажировки ведущих учреждений высшего профессионального образования и научных центров страны.

1 октября

2012 г.

Правительство Российской Федерации

РАН
 39
 

Сформировать эффективную систему знаков профессионального признания: профессиональных экзаменов, профессиональных степеней и наград на основе прозрачной для общества системы оценки и признания выдающихся профессиональных результатов в области наук, техники, искусства, культуры и спорта.

1 июня

2013 г.

Администрация Президента Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Российский союз промышленников и предпринимателей

ТПП России

Опора России

Деловая Россия
 40
 Разработать и утвердить план мероприятий по отбору и поддержке лучших практических проектов молодых профессионалов, организуемых учреждениями высшего профессионального образования совместно с бизнес-сообществом.

1 октября

2012 г.

Правительство Российской Федерации

Российский союз ректоров

Российский союз промышленников и предпринимателей